?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало: (1); (1доп); (2); (3); (4); (5); (6); (7); (8); (9); (10); (10доп); (11); (12); (13).

В описании картины 13 остались без детального разбора ссылки на ВЦИОМ по поводу голода. И тут же представился случай наверстать упущенное. В обсуждении совсем другой темы возникла цитата, показавшаяся смутно знакомой.

From: gillian_f 
Re: манипуляция сознанием

Кстати, да! Вчера обратила внимание, когда просматривала передачи с участием Гайдара на Эхе.
Например:
<<Гайдар: Да-да, именно об этом я и говорю, память вычеркивает особенно тяжелые вещи. Посмотрите опросы ВЦИОМа 90-го года, это не 91-ый, это не пик кризиса. Чего ожидали российские граждане в мае 90-го года? Я ещё раз подчёркиваю, это далеко до пика кризиса! Они ожидали голода! Они ожидали отключения систем электро- и теплообеспечения, они ожидали экономической катастрофы. Они были очень трезвыми и здравыми. Просто потом, когда вот этого всего не случается, - там случается масса всего неприятного, но этого не случается, у тебя легко это всё из сознания выветривается. Потому что слишком тяжело это, чтобы хранить в сознании.>>
http://www.echo.msk.ru/programs/dozor/58123/#element-text
Похоже на манипуляцию очень. Интересно найти эти опросы ВЦИОМа. Ну не было такого, насколько я помню. Никому даже и в голову не приходило. Мантры какие-то. И ведущие не возражают.




Полный текст упоминания ВЦИОМа из §8 главы 6 «Гибели империи», таков:

ВЦИОМ в мае 1990 г. информирует Председателя Совета министров СССР, что 56% опрошенных поддерживают переход к рынку но 60% считают, что в относительно короткие сроки он не принесет позитивных результатов, возможно спровоцирует политический кризис.[ Экспресс-отчет ВЦИОМ. Отношение населения к возможности ускоренного перехода к рыночной экономике. 22 мая 1990 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 2. Л. 225.] Проведенный в декабре 1990 г. той же организацией опрос показал, что 56% населения страны считают экономическое положение критическим, 37% – неблагополучным. Подавляющее большинство респондентов, рассматривает 1990 г. как более тяжелый по сравнению с предыдущим. На вопрос, что ожидает Советский Союз в ближайшие месяцы, 70% опрошенных ответили, что ждут ухудшения ситуации. Более половины населения (54%) сочли возможным наступление в 1991 г. экономической катастрофы, 49% – массовой безработицы, 42% – голода, 51% – перебоев с подачей воды и электроэнергии. 70% опрошенных полагали, что за последние год-два их материальное положение ухудшилось.

Можно убедиться, что названные страхи – ожидания голода, перебоев с подачей электроэнергии и экономической катастрофы – присутствуют. Но не в мае, как настаивает Гайдар, а в декабре 1990 г. Допустим, они же были и в мае. Так неужели в «Гибели империи» автор не преминул бы указать на это? Но почему-то в одном абзаце сведены майский и декабрьский опросы, а в интервью «Эху Москвы» Гайдар приводит позиции, присутствующие в декабрьском опросе, но датирует их маем.

Воспользоваться предложением Е.Гайдара и посмотреть на опросы ВЦИОМа 1990-го года не так-то просто, поскольку на сайте ВЦИОМ информация представлена только с июня 1992 г. Но, как известно, фонд Гайдара выкладывает архивные документы, которыми пользовался Егор Тимурович, в открытый доступ. Майский документ 1990 г. от ВЦИОМа там один – тот самый Экспресс-отчет ВЦИОМ. Отношение населения к возможности ускоренного перехода к рыночной экономике. 22 мая 1990 г. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 2. Л. 225Сведений об ожиданиях населения по упомянутым в интервью позициях в этом документе нет.

Трудно не согласиться с gillian_f : Похоже на манипуляцию очень.

Кстати, несмотря на отсутствие на сайте ВЦИОМа данных по 1990-1991 гг. кое-что интересное по теме ожиданий голода почерпнуть можно. И сделать выводы о необходимости чрезвычайно осторожной работы с информацией от ВЦИОМ.

Опрос 15 сентября 1999 г.

Массового голода ожидают 49% населения.

69A. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО, ЧТО В БЛИЖАЙШИЕ ГОД-ДВА В РОССИИ СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ ДОЙДЕТ ДО ПОЛНОГО РАЗВАЛА, НАЧНЕТСЯ РЕЗКОЕ ОБНИЩАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВЫЙ ГОЛОД?

определенно, такое может случиться

16

возможно, такое может случиться

33

скорее всего, такого не случится

38

определенно, такого не случится

13

Опрос 14 апреля 2005 г.

А тут уже все 70%!

10.Какие из следующих опасностей для нашей страны Вам кажутся наиболее реальными? N. РЕЗКОЕ СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ВПЛОТЬ ДО ГОЛОДА ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ

это вполне реально

70

это возможно, но маловероятно

23

это практически не реально

6

затрудняюсь ответить

1

Второй пример, касающийся упоминания ВЦИОМ в контексте голода, в "Гибели империи" таков:

Из записки, подготовленной к заседанию Госсовета при Президенте РСФСР осенью 1991 г.: «Критическое положение может сложиться с обеспечением населения хлебопродуктами. Низкий урожай зерновых, невозможность резкого расширения импортных закупок в сочетании с отказом хозяйств сдавать зерно в счет госзаказа действительно могут поставить страну и республику на грань голода. В сложившейся ситуации административные меры едва ли могут дать ощутимый эффект. Единственный реальный выход из положения – разрешить хозяйствам свободную продажу хлеба по рыночным ценам с дальнейшей либерализацией розничных цен на хлебопродукты. Без перехода на свободные цены в сочетании с ускоренным разгосударствлением в сельском хозяйстве и торговле производство не будет получать активных импульсов для своего роста, в результате чего ситуация может еще более обостриться в 1992–1993 годах» (Рабочая группа Госсовета. О взаимоотношениях России с другими республиками. К заседанию Госсовета при Президенте РСФСР. «Архангельское». 24 октября 1991 г. Материал из личного архива Е. Т. Гайдара.) Но как информирует власти ВЦИОМ: «…К проведению либерализации цен руководство России подходит, имея крайне обостренную социальную обстановку, которая характеризуется; отрицанием у значительной части населения идеи свободных цен; недоверием к любым мерам по социальной защите и поддержанию жизненного уровня; обескровленным потребительским рынком; ожиданием голода; ростом недовольства в самых широких слоях населения» (Шпилько С. П., Хахулина Л. А., Куприянова З. В., Бодрова В. В., Зубова Л. Г., Ковалева Н. П., Красильникова М. Д., Авдеенко Т. В. Оценка населением социально-экономической ситуации в стране (по результатам социологических опросов 1991 г.). Научный доклад. С. 49.)

Здесь налицо противопоставление необходимости либерализации цен на хлеб во избежание грани голода, в чем отдает отчет рабочая группа во главе с Е.Гайдаром, и настроений общества, которое, ожидая голода, в то же время, противится свободным ценам, о чем сообщает ВЦИОМ. Уточним, что приведенная цитата служит развитием утверждения из предыдущего абзаца: «Нарастающие трудности с продовольственным снабжением создают взрывоопасную политическую ситуацию.»

Напомню, что первое издание «Гибели империи» вышло в свет в 2006 году. Интересна метаморфоза, произошедшая с ее автором за 13 лет.

В феврале 1993 года Институт экономических проблем переходного периода под директорством Е.Т.Гайдара выпустил обзор «Российская экономика в 1992 году» (член редколлегии – Е.Т.Гайдар). Подраздел «1.1. Социально-политические предпосылки и последствия радикального экономического курса» включает главку «Социальная стабильность», которая начинается со слов: «Ситуация в сфере массовых общественных настроений на протяжении всего периода, начиная с осени 1991 года, в общем была благоприятной для осуществления болезненных реформ либерального типа.»

И следом за этим утверждением четко, кратко и внятно описано, почему.

После провозглашения в конце октября курса на либерализацию цен и зарплаты в средствах массовой информации доминировали ожидания серьезных социальных потрясений, массовых акций протеста накануне, во время или после неизбежного скачка цен. Ситуация усугублялась быстрым разрушением потребительского рынка, деградация которого, естественно, особенно резко проявилась в ноябре-декабре, поскольку производители и торговля были заинтересованы в придерживании запасов до 2 января.

Страх перед открытой инфляцией переплетался в общественном сознании с безысходностью ситуации тотального дефицита, отсутствием в магазинах практически всех товаров, многочасовыми очередями за предметами первой необходимости, усилившимися перебоями в торговле хлебом.

Пессимизм подстегивался резко возросшей в этих условиях активностью неокоммунистических группировок, стремившихся воспользоваться переходной ситуацией (угрозой гиперинфляции при пустых магазинах) для дестабилизации политического процесса и блокирования продвижения к рыночной демократии. Попытка организации массовых акций протеста в середине декабря под общим лозунгом "марш голодных очередей" стала наиболее показательной в этом отношении.

Однако большинство исследований общественного мнения не подтверждали многочисленные мрачные прогнозы. Политическая активность людей после августовского путча явно пошла на спад.

Вот так. ВЦИОМ просто характеризует обстановку как «крайне обостренную». А вот мостик от этого к «взрывоопасной политической ситуации» осени 1991 года перебрасывает сам Гайдар в 2006 году, что, как выясняется, даже не манипуляция, а прямая ложь, судя по тексту научного доклада института Гайдара 1993 года. 




Comments

( 8 comments — Leave a comment )
gillian_f
Nov. 14th, 2012 04:33 pm (UTC)
Мария, это ОЧЕНЬ интересно читать!
Восхищаюсь Вашим аналитическим талантом.

Но какой однако Егор Тимурович выдающийся подтасовщик (о недобросовестности речь разумеется уже не идет). И опираться на опросы ВЦИОМа разумеется надо с оглядкой. Когда так формулируют вопросы: "КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО, ЧТО В БЛИЖАЙШИЕ ГОД-ДВА В РОССИИ СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ ДОЙДЕТ ДО ПОЛНОГО РАЗВАЛА, НАЧНЕТСЯ РЕЗКОЕ ОБНИЩАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАССОВЫЙ ГОЛОД?" адвокат противоположной стороны обычно заявляет протест из-за того, что вопрос наводящий. Самый естественный ответ: у нас все возможно, я ничему не удивлюсь. Но это разумеется абсолютно не означает ожидание голода. Просто генетическая память народа: надейся на лучшее, а готовься к худшему, и "лучше перебдеть, чем недобдеть" и тыды. Так что и выводы ВЦИОМа притянуты за уши, а Гайдар, да, не гнушается и солгать. Я посмотрела ту передачу, где он про W рассуждает, с Ясиной и как-то, знаете, жутковато он там выглядит, как заложник, которому нечего терять и который скажет все что от него хотят слышать, чтобы выиграть немного времени для себя.

Я вот точно помню что никто голода не боялся ни в 89-90м, ни в 91. Досадовали на очереди, ругались, но страха не было. Хотя если бы спросили: боитесь ли голода-обнищания? - ответили бы: конечно боимся, кто ж не боится. А уж про отключение электроэнергии вообще не представляли, что такое возможно.
one_sergey
Nov. 14th, 2012 05:20 pm (UTC)
Я посмотрела ту передачу, где он про W рассуждает
киньте ссылку, пожалуйста.
Сходу не удалось гуглом найти.
спасибо
gillian_f
Nov. 14th, 2012 05:43 pm (UTC)
Re: Я посмотрела ту передачу, где он про W рассуждает
http://ria.ru/videocolumns/20091216/199551334.html

esli-mysli дала у Илларионова ссылку
one_sergey
Nov. 14th, 2012 07:35 pm (UTC)
Re: Я посмотрела ту передачу, где он про W рассуждает
Спасибо.
Выглядит он действительно ужасно. Очень похоже на то, что закладывал по-черному.

Особо, конечно, стоит обратить внимание на то, как он на все разумные экономические действия, на все успехи в экономике говорит "мы". Кто "мы" - российские власти ? Или "мы" - ведущие экономисты, которые советовали российским властям ?
Мы то знаем, что ко всем экономическим успехам 2000-х годов Гайдар не имеет никакого отношения, даже более того, он всегда возражал против тех действий, которые были сделаны, начиная с создания стабилизационного фонда. А его создали тоже "мы".

Андрей Николаевич очень правильный термин дал этому явления - мародёрство. В данном случае по отношению к самому АН.

Edited at 2012-11-14 07:37 pm (UTC)
esli_mysli
Nov. 14th, 2012 05:23 pm (UTC)
Спасибо за высокую оценку моего труда.
Да , речь идет о добросовестной искусной регулярной подтасовке информации Гайдаром, подтасовке, подчиненной единой стратегии.

Конечно, никакого страха голода быть не могло. Голод возможен, когда создаются искусственные барьеры, когда происходит физическое блокирование товарных потоков. Предположить, что мешочников будут снимать с поездов, а жителей городов не выпускать из мест проживания, - фантазии не хватало. Запасались всем, чем можно, в рассуждении, что все будет дорого. Совершенно логичное экономическое поведение.
gillian_f
Nov. 14th, 2012 06:05 pm (UTC)
Спасибо Вам за такой кропотливый труд и за разъяснения для чайников.

Да, именно что будет все дороже, так рассуждали, "надо брать". А деньги были. Тут я думаю страха не могло быть, потому что деньги именно появились тогда, в конце 80-х свободные, больше чем раньше. А деньги успокаивают, с деньгами надежно. И потом, у меня четкое ощущение что когда в разговорах мелькало изредка слово "голод", оно употреблялось не в своем настоящем значении, а как гиперболизация какой-то материальной нехватки. Как вот студенты говорили "у нас за три дня до стипендии голодуха", это значит что нет денег на колбасу и сосиски, на пиво и рыбу, но что-то поесть элементарное, это имеется. Один знакомый рассказывал про свои лишения, говорил "да я в ту зиму вообще голодал, солеными огурцами питался!". Я спрашиваю: а чего ты огурцами-то питался? они не дешевые совсем, покупал бы крупы, кашу варил, те же сосиски, пельмени какие-нибудь... он говорит, ну это я так, образно ... просто было трудно. Вот и многие так, образно про голод, а расторопные манипуляторы подхватили и начали внушать: а ведь было, голодали вы, просто постарались забыть, тяжелые это воспоминания...
esli_mysli
Nov. 15th, 2012 07:40 am (UTC)
Вот по поводу успокоения от появления денег в конце 80-х не соглашусь. Помню свое чувство от увеличившихся выплат на детей при виде тех же самых серо-тоскливых рядов вешалок в Детском мире, забитых тем, что покупать не будешь.
livejournal
Dec. 5th, 2012 03:15 am (UTC)
Путем зерна… Картина девятнадцатая.
Пользователь burckina_faso сослался на вашу запись в записи «Путем зерна… Картина девятнадцатая.» в контексте: [...] sp;( 13-2 [...]
( 8 comments — Leave a comment )