Мария Говорова (esli_mysli) wrote,
Мария Говорова
esli_mysli

Category:

Путем зерна…

Предуведомление для тех, кто пропустил предыдущие серии

Поскольку при чтении произведения «Гибель империи» авторства Е.Т.Гайдара приходилось неоднократно сталкиваться с фактическими ошибками, некорректным цитированием, искажением информации и т.п., у меня возник вопрос: «А что же в этой книге полностью достоверно?»

Пока по мере сил и возможностей рассматриваю последовательно встречающиеся в тексте упоминания единственной темы – зерновой.

Начало: (1); (2).

Картина третья

Глава 4, § 3.

Средняя по десятилетиям урожайность зерна устойчиво росла. Россия оставалась его крупнейшим экспортером (см. табл. 4.4. 4.5).

Таблица 4.4. 

  Среднегодовое производство зерна в России в 1891–1913 гг.  

Источник: Лященко П. И. История русского народного хозяйства. М.; Л.: Государственное изд-во, 1930.

Таблица 4.5.
Среднегодовой экспорт зерна в 1896–1913 гг., млн. т

Источник: Данные по России см.: Лященко П. И. История русского народного хозяйства. По остальным странам данные см.: Mitchell B. R. International Historical Statistics. London: Macmillan Reference LTD, 1998.

Итак, фраза «Средняя по десятилетиям урожайность зерна устойчиво росла».




Во-первых, утверждение проиллюстрировано таблицей 4.4, которая не содержит данных об урожайности (урожае на единицу площади), в ней представлены только абсолютные размеры производства зерна, и этого недостаточно, чтобы судить об урожайности.

Во-вторых, в таблице представлены данные всего по двум десятилетиям и по одному трехлетию. На основании двух чисел говорить о тенденции недопустимо.

В-третьих, вызывает недоумение сам посыл сравнивать показатели по десятилетиям, поскольку в источнике, откуда взяты данные, на с.370 имеются средние значения по пяти пятилетиям, начиная с 1886 года. Правда, в таком случае безапелляционное заявление об устойчивом росте высказать не удается.



Урожай,

млн пуд.

млн тонн

1886-1890

2457

40,2

1891-1895

2709

44,4

1896-1900

2993

49,0

1901-1905

3485

57,1

1906-1910

3300

54,1

1911-1913

4557

74,6


В-четвертых, предлагаемый источник «История русского народного хозяйства» – это вузовский учебник 1930-го года, и в нем указанные данные не содержат сноски на охват. Но автор, Петр Иванович Лященко, еще в дореволюционные годы издал ряд работ, касающихся как раз зерновой тематики (на которые, кстати, он ссылается и в своем неоднократно издававшемся учебнике). И в его книге «Зерновое хозяйство и хлеботорговые отношения России и Германии в связи с таможенным обложением» Пг., 1915 на с.11 содержатся сопоставимые сведения по урожаю в 50 губерниях европейской части страны. Практически аналогичные цифры можно найти и в работе В.М.Обухова «Движение урожаев зерновых культур в Европейской России в период 1883-1915 гг.». По интересующему нас интервалу средние показатели из этих источников выглядят так:



Урожай по 50 губерниям, млн тонн

Лященко 1915

Обухов 1915

1886-1890

36,8

37,0

1891-1895

40,8

40,7

1896-1900

44,8

44,5

1901-1905

52,5

52,4

1906-1910

52,6

52,6

1911-1913

59,9

59,9


Нетрудно видеть, что для сопоставимого круга территорий отсутствует не только устойчивый рост по пятилетиям, но и столь резкий скачок в 1911-1913 гг., как это показано в учебнике 1930 года. Пожалуй, в издании, претендующем на научность, коим является ГИ, следовало бы обращаться к первичным источникам данных.



Переходим к таблице 4.5, которая озаглавлена «Среднегодовой экспорт зерна в 1896-1913 гг».

Источник данных по России тот же. Находим на с.332 таблицу вывоза главных зерновых хлебов в среднем по пятилетия с 1861 по …1900 год. Хм, а откуда же данные до 1913? Да и значения, прямо скажем, не совпадают с теми, что даны в табл.4.5. А что по этому поводу имеется в упомянутом выше «Зерновом хозяйстве…»? Замечательно – до 1913 года! Но цифры у Лященко в двух источниках совпадают, но ничуть не похожи на те, что в ГИ. Поскольку с подобными недоумениями приходится сталкиваться частенько, то применим рекомендуемый почитателями ГИ метод угадайки: интересно же додуматься, откуда взялись цифры, приписанные Петру Ивановичу Лященко!

Разгадка обескураживает своей простотой.
На соседней с упомянутой выше странице учебника – 371 –й – имеется таблица хлебных перевозок железнодорожным транспортом, разделенных на вывозное и внутреннее сообщение, в среднем по пятилетиям с 1876 по 1910 и по 1911-1913 гг. Так вот, перевод данных вывоза в тонны дает нам практически точное попадание. 

табл 4.5 ГИ

Немного о точности расчетов.
Откуда берется ошибка во втором знаке после запятой, не знаю. Но это и так уж максимальная точность! Вон, в предыдущей таблице, средняя по 1891-1900 гг. на самом деле 46,7 млн (а не 47,7), но мы ж и виду не подаем.

Да и в дальнейших расчетах, подумаешь, не 2,76 млн т в Канаде экспорт в 1911-1913 гг., а 2,52 млн т. Пустяки! Главное, данные по экспорту? Да, по экспорту. Но экспорту чего? Из заглавия следует, что зерна, но указанный источник (Mitchell B. R. International Historical Statistics. London: Macmillan Reference LTD, 1998) утверждает, что это пшеница.

Таким образом, под видом всего российского зернового экспорта читателям ГИ предлагается только то, что вывезено по железной дороге, а под видом всего зернового экспорта других стран – пшеница. Что-то это мне напоминает?

О! Это ж сказка! Полтора землекопа!






Tags: Гайдар, Гибель империи, зерно
Subscribe

  • (no subject)

    Благодаря успешным спецоперациям была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб.

  • И не остановиться, и не сменить ноги...

    Только в течение прошлого года была пресечена деятельность 72 кадровых сотрудников и 397 агентов иностранных спецслужб. Прошлогодний коммент…

  • Массовый забег зверя на ловца

    По оперативным данным видно, что активность зарубежных спецслужб в России не снижается. В прошлом году пресечена деятельность 53 кадровых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Благодаря успешным спецоперациям была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб.

  • И не остановиться, и не сменить ноги...

    Только в течение прошлого года была пресечена деятельность 72 кадровых сотрудников и 397 агентов иностранных спецслужб. Прошлогодний коммент…

  • Массовый забег зверя на ловца

    По оперативным данным видно, что активность зарубежных спецслужб в России не снижается. В прошлом году пресечена деятельность 53 кадровых…