?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Послесловие

Начало: Привычка к вранью? , Привычка или метод? , Особый путь по столбовой дороге , Откуда в трендах ямы? , Без ошибки

Долгосрочные тенденции рождаемости и смертности, хотя и подвержены значительным колебаниям, меняются на протяжении десятилетий медленно. Бывают исключения, например, быстрое снижение смертности в результате успехов в борьбе с эпидемическими заболеваниями, но рассчитывать на то, что в России в ближайшее десятилетие удастся радикально решить проблему алкоголизма, трудно. Е.Т.Гайдар. «Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории» (подписано в печать 15 ноября 2004 года)

Десять лет прошло, радикально решить проблему алкоголизма, конечно, не удалось. Удалось только выбраться из ямы, вырытой в предыдущее десятилетие.
Тема свежего номера Демоскоп Weekly (№ 621 – 622, 1 - 14 декабря 2014): «Продолжительность жизни в России: восстановительный рост».

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении всего, городского и сельского населения России, 1960-2013, лет



«На долю снижения смертности от ситуаций и болезней, связанных с опасным потреблением алкоголя, приходится 42% роста продолжительности жизни мужчин и 27% - женщин,» - пишут исследователи Евгений Андреев, Екатерина Кваша, Татьяна Харькова.
В условиях России смертность мужчин от случайных алкогольных отравлений – наилучший индикатор уровня потребления алкоголя. <…> снижение смертности от алкогольных отравлений началось в самом начале 2003 года <…>

Число мужчин, умерших от случайных отравлений алкоголем в день в России по месяцам в 2000-2013 годах, человек

Ученые полагают, что к перелому тенденции привело изменение структуры потребления спиртного: более молодые когорты российских мужчин все большее предпочтение отдают не водке, а пиву, что снижает риск алкогольных отравлений и болезней системы кровообращения.
Но при этом они не могут определить причину, почему перелом произошел именно в той точке а, следовательно, не могут предсказать, как долго может развиваться тенденция и насколько необратим процесс.
Тем не менее, график хорошо показывает, что в 2003-2005 годах произошло лишь торможение, а реальный спад начался с 2006 года, когда вступили в силу законы, контролирующие производство этилового спирта и сбыт алкогольной продукции.
2007-й стал последним годом роста производства и продаж пива, а продажи водки, ежегодно снижаясь с 2003 г. сократились к 2013 году на 38,2%.

Мне кажется, в качестве причины перелома тенденции в 2003-2004 гг. можно выдвинуть и факт ослабления военных действий во второй чеченской войне.
Это можно видеть по числу безвозвратных людских потерь федеральных сил (Минобороны):

1999   559
2000   1310
2001   504
2002   485
2003   300
2004   174
2005   107

Тут дело не только в числе погибших. В данном случае, это индикатор числа участвовавших, тех, кто прошёл через кошмар войны.
Пишет Аркадий Бабченко:
У русского человека от тоски, чернухи и безнадеги, которая его окружает и той беспросветности, в которой он живет, выхода только два - алкоголизм и война. Война не важно где, не важно с кем, не важно за что. А в девяноста процентов случаев война еще и совмещенная с алкоголизмом.
<…>
Столетия алкоголизма и рабства - это так сразу не исправить. Поэтому и на смерть и на увечья ему изначально плевать. И так и так подыхать, так хоть побывал где-то. Хоть на войне. Поучаствовал в чем-то. Хоть какие-то перемены в том депрессняке, который его окружает. Хоть что-то можно вспоминать.
Я все это видал и слыхал уже не раз. Именно в такой армии я и служил. И именно с такими контрактниками/добровольцами/казаками полгода в одном окопе просидел
.

Основательница группы «Груз-200 из Украины в Россию» Елена Васильева 8 декабря сообщила, что в Украине в 2014 году погибло более 5 тысяч российских военных.


Comments

( 22 comments — Leave a comment )
andirect
Dec. 15th, 2014 05:28 pm (UTC)
Небольшое замечание
Замечание к графику ОПЖ (не к вам, но на демоскопе): в период 1971-1979 гг. ОПЖ у женщин "всего" на полгода больше, чем у женщин как в сельской местности, так и в городах. Чего, очевидно, не может быть, поскольку средняя ожидаемая продолжительность жизни должна бы некоей промежуточной величиной от групп, входящих в выборку.

И, соответственно, ко всем остальным графикам: общая ОПЖ должна примерно пропорционально отстоять от сельской и городской кривых, поскольку вряд ли население так перемещалось из деревень в города и обратно.

Edited at 2014-12-15 05:31 pm (UTC)
esli_mysli
Dec. 15th, 2014 05:32 pm (UTC)
Re: Небольшое замечание
Да, явно сбой какой-то у них. Я и не заметила, смотрела только на мужской график.
andirect
Dec. 15th, 2014 06:36 pm (UTC)
Re: Небольшое замечание
Возможно, и не сбой.
Как сказано в статье демоскопа: "В некоторые годы продолжительность жизни женщин во всем населении оказывалась выше, чем в городах и в сельской местности. Это - не ошибка расчетов. Такая возможность вытекает из принципов расчета таблиц смертности. Она означает, что смертность в одних возрастах, как правило, детских и рабочих, была несколько ниже в городах, а в других, как правило, пенсионных, была ниже в сельской местности. Соотношение численностей соответствующих возрастов сложилось так, что в детских и рабочих возрастах показатели всего населения были ближе к городским, а в пенсионных – к сельским. В результате продолжительность жизни всех женщин оказалась выше, чем в городах и в сельской местности."

Вообще, это противоречит здравому смыслу (хотя, возможно всё и верно с методологической точки зрения): не должно бы разбиение генеральной совокупности на две части приводить к одновременному ухудшению показателя в обеих частях. Интересно было бы разобраться в методике определения ОПЖ, могущей привести к таким парадоксальным результатам.

Что интересно (с учётом приведённого пояснения), это означает, что в 1971-1978 годах была сильная миграция молодых здоровых женщин в города, а в деревнях остались молодые не очень здоровые, смертность среди которых была значительно больше. Других объяснений повышенной смертности среди сельских женщин (приведших к уменьшению ОПЖ) трудно придумать.
esli_mysli
Dec. 15th, 2014 07:38 pm (UTC)
Re: Небольшое замечание
Хм, вон оно что...

Ну, а предположение об активном перемещении деревенской молодежи в города в 1970-е, конечно, справедливо.
susel2
Dec. 15th, 2014 06:41 pm (UTC)
То, что средняя продолжительность жизни мужчин начала, наконец, расти и достигла уровня 66 лет (все равно остающегося чудовищно низким по сравнению со странами Европы или США) - это, конечно, слава Богу.
Но вот могут ли быть компенсированы демографические последствия этой, столь подробно Вами описанной, бездны? Ведь алкоголизм (и - как следствие - ранняя смертность) - это не только смерти самих этих мужчин. Это и несозданные семьи, нерожденные дети (или дети с серьезными проблемами со здоровьем, включая наследственный алкоголизм), словом все те же последствия, которые несет с собой война плюс еще "алкогольная специфика" больные дети и "алкоголики второго поколения". Это-то никуда не девается?
То есть, "алкогольная ловушка" продолжает действовать на других уровнях, так?
esli_mysli
Dec. 15th, 2014 07:35 pm (UTC)
Конечно, зияющие ямы смертности мужчин трудоспособного возраста отзываются в поколениях.
А в позитивной динамике, начиная с 2003 года вот еще какой фактор, мне думается, стал играть заметную роль: изменение состава мигрантов.
migr1

В первые годы после распада СССР активно возвращались в Россию соотечественники, русские, то бишь. С теми же алкогольными традициями, да к тому же из огня да в полымя. А в тучные 2000-е поехала рабочая сила, в основном, из среднеазиатских республик, то есть непьющие мужчины трудоспособного возраста. Да и братья-славяне, которые едут на заработки, по определению представляют собой активную часть населения, которая намерена пробиваться, а не пьянствовать. Вот и получается, что состав именно трудоспособной когорты мужского населения принципиально изменился.
esli_mysli
Dec. 16th, 2014 10:36 pm (UTC)
И-эх! Хоть бы кто пришёл с добрым словом, что не нарочно это всё ЕТГ. По незнанию, из отсутствия управленческого опыта, спьяну, в конце концов.

Edited at 2014-12-16 10:39 pm (UTC)
susel2
Dec. 17th, 2014 12:23 am (UTC)
Мария, я не только с добрым словом не приду, я приду с тем, что, наверное, иначе, как "злым словом" и назвать-то нельзя.
Меня посетила мысль в связи с Вашим многотомным трудом. И мысль эта такая:

Вот Вы написали, что "простая, как мычание" идея дать народу спиться, если он того желает, привела к повышенной смертности мужчин и прочим тяжелым последствиям.
Но! Смотрите!
Последствиями роста употребления алкоголя является не только (поддающаяся учету) повышенная смертность мужчин.
Но и ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ общества.
В 90е годы из России выдавливались все, кто мог составить основу будущего гражданского общества ("creme de la creme", а не просто brain drain): люди уже состоявшиеся, добившиеся успеха в профессии, молодежь, уезжавшая (как мы) учиться зарубеж и не возвращавшаяся, амбициозные бизнесмены, которым не давали вести бизнес и т.п.
Так - в буквальном смысле - "снимались сливки".

А с - в буквальном смысле - "подонками" (что вообще-то имеет смысл того, что оседает на дно при сепарации жидкости) метОда применялась другая: их начали спаивать. Если раньше некий работяга был вполне социально встроенным человеком, имел семью, работал на даче и вообще худо-бедно старался "жить нормально/" (ну, выпивал по праздникам, святое дело), то теперь из этого работяги надо было сделать АЛКАША. Человека, полностью опустившегося, не желающего (или уже неспособного) работать, готового на криминал ради опохмелки, полностью выпавшего из общества и - это важно! - неспособного никаким образом создать у своих детей, если они есть, положительный образ и внушить им хотя бы самые элементарные представления о том, "что такое хорошо, и что такое плохо".
Подсчитать уровень люмпенизации не знаю, возможно ли.
Но вот что "спаивание" - это не только и не столько смертность, но ПРЕЖДЕ ВСЕГО - процесс опускания на дно,это не бином Ньютона. Это нам любая домохозяйка скажет.
Если мужик запил - все. Он - не хозяин, не муж, не отец и вообще никто. Так, обуза, которую баба тянет по привычке, ну и потому, что других-то нету.
Это, кстати, тоже очень важно: сделать так, чтобы ДРУГИХ НЕ БЫЛО.

То есть, вся демографическая политика 90х была рассчитана на три фронта:

а) выдавливание из страны всех потенциально здоровых сил, способных создать гражданское общество и противостоять режиму. Тут есть нюансы, и о них нужно говорить отдельно, но в целом это так.
б) спаивание российского населения (всех конфессий и национальностей без разбора) с тем, чтобы часть из них просто "не вписалась в рынок" и вымерла, а часть - люмпенизировалась до последнего предела и стала тем самым вполне пригодна для использования "кастой палачей" в качестве своей базы поддержки. Первое поколение этих "новых люмпенов", может, мало на что годилось: они спивались в буквальном смысле этого слова. А вот их детишки, выросшие уже в совершенно уголовно-люмпенской культуре, готовы и повоевать за Новороссию.

в) для обеспечения хоть какой-то производительной деятельности и работы в сфере обслуживания в Россию завозятся гастарбайтеры. Они (по крайней мере, поначалу) совершенно бесправны, среди них откровенно поощряются (и даже разжигаются) криминальные наклонности и культура гопничества. Они продолжают быть работоспособными (т.к. иначе просто не смогут существовать), постепенно заводят "русские семьи", пополняют люмпенскую прослойку и становятся дополнительной опорой власти. Послушной, готовой голосовать, как скажут и делать, что велят. Но они - для внутреннего пользования. Это - откровенная обслуга.


И все это - заложено в в 90е годы!
Все это - ЕГ!!!

А Вы доброго слова ждете...
esli_mysli
Dec. 17th, 2014 01:05 am (UTC)
Да что Вы, что Вы! Как Вы могли подумать, что я жду доброго слова в адрес ЕГ от Вас! Я - к тому, что не находится желающих вступиться за "честное имя". Знаете, как хочется ошибиться!? Найти изъян в рассуждениях, логическое несоответствие, чёрта в ступе...

Остаётся только добавить к Вашим горестным заметам ещё вот такой пунктик. Гастарбайтеры (хоть и получившие гражданство РФ, всё едино, бьют ведь не паспорту, как известно) хороши еще не только в качестве безотказной обслуги, но и в качестве мальчиков для битья - объекта для выпускания пара.

Возвращаясь к тому небольшому разделу из "Долгого времени", с которого начался мой разбор, скажу, что задохнулась на фразе ЕТГ в самом конце этой темы: "Трудно сказать, в какой мере сокращение численности населения представляет в наши дни угрозу национальной безопасности." Это после многочисленных сведений, демонстрирующих сокращение численности населения, продолжительности жизни и т.д. В самом деле! Население как функция! И ещё. Совершенным издевательством выглядит вот такая сентенция: "...демографы давно выявили связь питания матери во время беременности и ребенка в первые годы его жизни со средним ростом людей нового поколения и продолжительностью предстоящей жизни". Не подумайте, что это о начале 90-х, нет, это мастер сравнивает середину 20-х (до коллективизации) и послевоенные годы.
susel2
Dec. 17th, 2014 01:24 am (UTC)
Получаем в результате что?
Получаем в результате очередной кирпичик в фундамент нынешнего режима.

Помните пост АН про то, как у населения были фактически "экспроприированы" сбережения и вообще все "денежные излишки" (и не "излишки" тоже)? (Это - мой вольный парафраз текста АН, который тогда муня потряс до глубины души тем, что НИЧЕМ ИНЫМ, кроме как продуманным планом по организации обнищания населения это объяснить нельзя было).
То была подготовка к будущей приватизации, так сказать, "с гарантией": чтобы ничто не ушло в руки, для этого не предназначенные.

То был кирпич (один из) экономический.

Сейчас мы с Вами смотрим в упор на кирпич демографический и социальный: необходимо было создать социальную базу поддержки будущего режима. Интеллигенция (даже советская интеллигенция, выращенная на изучении "материалов -мнадцатого съезда!) для этого не годилась.
Частично эта интеллигенция была разорена (см. выше) и превращена в нищих, забитых и совершенно бесправных "бюджетников", а наиболее успешная ее часть - выдавлена (см. мой предыдущий коммент) за рубеж.
Часть этой интеллигенции, кстати говоря, тоже вполне себе подпала под "алкогольный каток" и благополучно спилась. А то мы этого не знаем!
И, кстати, дети этих спившихся инженеров, научных работников и прочих "не вписавшихся в рынок" выросли уже вполне в люмпенской культуре, усвоив ценности гопников и пытаясь "вписаться" именно в эту систему ценностей.

Какие еще кирпичики остались?
Идеология еще.
Давно точу зуб на то, чтобы разобраться, как это ЕГ удалось изобразить то, что было в результате - с позволения сказать - построено в России как "капитализм" и внушить российскому населению, что с наступлением этого самого "капитализма" общечеловеческие ценности, как то: честность, порядочность, сострадание к ближнему, стремление помочь нуждающемуся и т.п. - отменяются как противоречащие.
notabler
Dec. 15th, 2014 07:32 pm (UTC)
Самые страшные таблицы, какие только можно представить. Страшные, безнадежные и позорные для страны с таким потенциалом. И не алкоголь один виноват - безнадежность, неустроенность, безработица, грязь и отсутствие будущего в провинциальных городах и деревнях. Аркадий абсолютно прав - они побегут на конец земли, лишь бы что-то поменять в свой жизни. Которой им, без сомнения, очень мало жалко
esli_mysli
Dec. 15th, 2014 08:01 pm (UTC)
И вот, скажите, пожалуйста, глядя на эти жуткие январские пики смертности, чем объяснить упорную необходимость год за годом законодательно загонять страну в десятидневную беспробудную пьянку? Разговоры о переносе этого загула на майские, когда эти дни имеют практический смысл, так и остаются разговорами.
klikunov_nd
Dec. 16th, 2014 04:15 am (UTC)
Мне термин "ожидаемая продолжительность жизни" не нравится, он запутывает. Ведь этот показатель есть не что иное, как средневзвешенная по смертности продолжительность жизни предыдущего поколения. Никакого ожидания тут нет. Но это не к Вам, это к демографам
burckina_faso
Dec. 16th, 2014 05:21 am (UTC)
Особенности увеличения ОПЖ при Путине.
Показатели советского периода приняты за 100%, а показатели года, когда РФ догнала РСФСР в процентах от него.
Женщины (вертикальная шкала это проценты, горизонтальная - возраст):

По мужчинам: Продолжительность жизни при Путине. В чем засада?
mcwatt
Dec. 16th, 2014 09:01 pm (UTC)
Ну а вот многие (см., например, А. Шарий) утверждают, что ловили Е. Васильеву на вранье.

Вы самостоятельно проверяли, что такое за числа она приводит? Будете проверять? Считаете не нужным проверять?

esli_mysli
Dec. 16th, 2014 09:11 pm (UTC)
Как Вы себе представляете сейчас возможность проверки частным лицом?
У нас и жертвы чеченских войн не сосчитаны. А по второй мировой, так то и дело миллионами уточняем.
Да и дело не в конкретной цифре. Какова ошибка, полагаете? Хоть в 10 раз уменьшить, всё равно жутко.
mcwatt
Dec. 17th, 2014 01:34 am (UTC)
Зачем тогда Вы ссылаетесь на _количественные_ показатели, которые вы не только проверить не в состоянии, но даже и _ошибку_ оценить не можете?

Зачем приводит непроверяемые числа Е.Васильева, совершенно понятно: человек, ловленный на лжи, таким образом создаёт _видимость_ доказательств.

А Вам это зачем? Такого рода ссылка - недопустима, даже если "жуть" Вам важнее чисел.
esli_mysli
Dec. 17th, 2014 01:38 am (UTC)
Вот только демагогией не надо заниматься. Что значит "человек, ловленный на лжи"? Цифры переоценены? Недооценены? Умышленно искажены?
mcwatt
Dec. 17th, 2014 01:47 am (UTC)
Я Вас понял. Грош цена, в таком случае, тому, что вы пишете с графиками. Пусть Вас читают любители гармонии, а не алгебры.

Илларионова дважды при мне ловили на откровенной, прямой лжи. Первый случай находится "Бегтин, Илларионов"; второй можете посмотреть в каком-то его выступлении по поводу войны в Южной Осетии, где этот человек изобрёл такой показатель как количество танков на человека.

Ну, последнее я написал только из уважения к Лауарсабову.
esli_mysli
Dec. 17th, 2014 01:55 am (UTC)
Я Вас поняла. Ваша задача - вбросить необоснованные обвинения и удалиться с видом оскорбленного самолюбия. Счастливого пути!

Напоследок замечу, что, если Вы воспринимаете арифметическую операцию (танки/население) как ложь, то разговаривать и впрямь не о чем.
mcwatt
Dec. 17th, 2014 02:05 am (UTC)
мне откровенно пофиг, что вы там думаете про мои задачи
самолюбие моё не может быть оскорблено
проверять вы ничего не проверяли и не будете, это я поянл
всего хорошего
plauntago
Jan. 2nd, 2015 05:15 pm (UTC)
Ну так Шария тоже ловили неоднократно на пропагандонстве, но это ж не мешает вам к нему апеллировать.
( 22 comments — Leave a comment )